Госуслуги

Главная » Статьи » Статьи

Ежегодно в мире уходит из жизни по причине самоубийства около миллиона человек, а совершают попытки в 10-20 раз больше

Суицид как феномен человеческого поведения своей противоестественной для всего живого природой уже более столетия находится в ряду актуальных проблем человечества. Ежегодно в мире уходит из жизни по причине самоубийства около миллиона человек, а совершают попытки в 10-20 раз больше. В основе суицидального поведения лежит определенное психическое состояние, вызванное определенной жизненной ситуацией
Для психически нормальных людей они трактуются не в клиническом, а в психологическом понимании: ощущение невыносимости ситуации, душевной боли, тоски, безвыходности и безнадежности, ненужности, а также чувство усталости. Подобные состояния имеют психогенный характер, т.е. возникают в результате воздействия психической травмы. У тех, кто уязвим для депрессии, психические травмы являются пусковым механизмом к пессимистическому взгляду на жизнь, сосредоточенности на себе, самообвинению. Подобного рода размышления порождают депрессивное настроение, круто изменяющее мысли и поступки человека, которые, в свою очередь, подпитывают негативные переживания, самообвинение и депрессивное настроение. В периоды депрессии человек становится избирательно чувствителен к своим отрицательным качествам; он может создать персонификацию настолько ужасную, что будет пытаться ее уничтожить. При этом сам акт уничтожения в сознании суицидента является стремлением уберечь и защитить свое «истинное» Я. У суицидентов депрессивные состояния сопровождаются острым переживанием одиночества. Это является одним из значимых моментов, закрепляющих и развивающих суици- дальную тенденцию, поскольку потребность в общении — одна из базовых человеческих потребностей.
О высоком риске суицидального поведения свидетельствуют следующие факторы: суицидальные угрозы и высказывания (могут быть прямыми либо завуалированными, например: «я не хочу умирать, я хочу не быть», «очень хочется жить на необитаемом острове» и т.п.); настойчивые жалобы на здоровье и просьбы об обследовании и госпитализации; длительно сохраняющееся состояние подавленности, апатии, отягощенное алкоголизацией; признаки депрессивного состояния, резкое изменение стереотипа поведения. Высокий риск суицидального поведения требует экстренных мер. В этих случаях следует прибегать к помощи психиатра (психотерапевта), т.е. добиться посещения этих специалистов. Задача профилактической работы не может быть сведена только к выявлению лиц с уже сформировавшимися суицидальными тенденциями с последующей их коррекцией. Акцент в профилактике необходимо делать на предотвращении самой возможности суицидальных переживаний, т.е. недопущении суицидоопасного развития дезадаптационных процессов в условиях личностного кризиса, на своевременном выявлении и коррекции факторов, несущих потенциальную угрозу суицида, и изменении условий их порождающих. Наибольшей склонностью к суицидоопасным состояниям обладают личности с акцентуированными, психопатическими чертами характера и недостатками социализации.
Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, ее уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.
Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений.
Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.
Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.
К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:
Твой режим дня. Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.
Особенности памяти. Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.
Рабочее место ученика дома. Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.
Когда и как готовить домашние задания. Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:
 задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
 до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
 помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
 следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
 плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
 выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
 выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
 следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.
В каком порядке следует делать уроки. У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить свой распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.
У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.
Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.
Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления. Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.
Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу но дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).
Выходные дни. Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работосг юсобн остью.
У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.

Категория: Статьи | Добавил: сукпак2017 (20.08.2017)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0