Госуслуги

Госуслуги

Главная » Статьи » Статьи

Что такое аутизм и что делать, чтобы помочь ребенку?
Когда педиатр или детский психолог родителям ставят их ребенку диагноз аутизм, их охватывает испуг и тревога. Аутизм – это расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга, характеризующееся недостатком социального взаимодействия, нарушением коммуникации, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Классический аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития (PDD-NOS) вместе с другими расстройствами относятся к аутичному спектру (ASD). Сегодня принято пользоваться термином «расстройство аутичного спектра» (ASD) для всех вышеперечисленных нарушений. Различают также высоко- средне- и низко-функциональный аутизм в зависимости от IQ и от способности обходиться без посторонней помощи в повседневной жизни.
Статистика в разных странах и регионах существенно разнится: от 0.1 до 1.5%. Соотношение мальчиков и девочек – 4:1 (мальчиков в четыре раза больше). За последние 10 лет число тех, у кого диагностирован аутизм резко выросло в РФ, как же и в Республике Тыва. Пока неясно, увеличилась ли реально распространённость расстройства или всё объясняется изменившимся подходом к диагностике.
Чем более раннем возрасте проведена диагностика – тем раньше можно начать специализировано заниматься с малышом, а значит — достичь лучших результатов. Да и у родителей будет больше времени для того, чтобы справиться с шоком и настроиться на серьёзную и длительную работу. Если раньше утверждали, что диагностировать аутизм можно только с двух-трёх лет, то сейчас можно проводить диагностику и в более раннем возрасте. В таком случае можно направить ребёнка в специализированный развивающий садик и начать комплексную работу с родителями и ребёнком.
Какие признаки в поведении ребенка должны насторожить родителей? Родители детей «аутят», с которыми я работаю говорят о следующих признаках:
- отсутствие или нарушение зрительного контакта, ребёнок не смотрит в глаза или смотрит слишком пристально;
- позднее возникновение «лепета», «разнобой» при обмене звуками со взрослыми;
- сильно ограниченный или «необычный» словарный запас, в котором могут присутствовать редкие для данного возраста слова и отсутствовать базовые (мама, папа);
- эхолалия — повторение чужих слов;
- ребёнок мало улыбается, его мимика отличается от мимики сверстников, часто репертуар мимических реакций ограничен;
- необычная жестикуляция, иногда раскачивается или «машет» руками или ходит «на носочках», жесты реже сопровождаются словами;
- слабая реакция на попытки общения, сложность в установлении контакта, несоциальная речь
- ребёнок не откликается или редко откликается на собственное имя, при отсутствии проблем со слухом;
- дети редко обращаются с просьбами и не делятся своими переживаниями;
- например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Cаша», не заменяя слово «тебя» на «меня».
- при попытке указать им рукой на какой-либо объект они часто смотрят на руку, а не на объект, и сами редко указывают на объекты;
- возникает сложность в переходе от отдельных слов-обозначений к связному языку;
- может быть, трудно играть в игры, требующие воображения, часто играют с предметами, расставляя их в определённом порядке, любят «раскручивать» предметы или крутиться на месте. Иногда проявляют к предметам и к деталям предметов (колёса машин, часть игрушки) больший интерес, чем к людям;
- часто избегают общения с другими детьми, особенно с ровесниками;
- ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения, стереотипное повторяющееся поведение;
- устойчивый интерес к определённой области или предмету, интерес к ограниченному числу тем (динозавры, числа, космос и т.д.)
- им сложно понять чувства или намерения другого человека, сложно проявлять эмпатию, сопереживать;
- ребёнок может очень сильно реагировать на слабый раздражитель (запах, свет, слабый шум, вид ткани, из которой сшита одежда) и не реагировать на сильный (громкое падение предмета, сильное прикосновение, плач другого ребёнка).
Конечно же, это далеко не все признаки, на которые стоит обращать внимание. Кроме этого, наличие одного или даже нескольких признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка аутизм. Это лишь причина обратиться к врачу, поделиться сомнениями и попросить направление на диагностику. Диагностику может провести только детский врач-психиатр или врач по раннему детскому развитию или детский психолог, специализирующиеся в данной области.
Если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к семи годам он может стать вполне полноценным ребенком и пойти в обычную школу. Это так? Любой ребёнок – полноценный! Даже если у него серьёзные проблемы с коммуникацией! У детей-аутят масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Да, я понимаю, что любая мама с радостью променяла бы все эти таланты на возможность своего ребёнка «просто» ходить в школу, дружить со сверстниками и общаться, как общается большинство детей. Но давайте не будем считать адаптацию к школе единственным критерием успеха.
Продвижение и развитие ребёнка зависит от той работы, которую ежедневно совершают окружающие его взрослые. Чем раньше начнётся эта работа, тем лучше. Но ранняя диагностика и интенсивная работа — не единственное, что влияет на результаты. Многое зависит от данных ребёнка.
С какого возраста начинать лечение уже малоэффективно и нерезультативно? Никогда не поздно начинать. Но чем раньше начата работа, тем лучше, тем больше можно сделать. Многое зависит от родителей, от их готовности помочь своему ребёнку.
То, что произошло, уже произошло, и хуже уже не будет. Будет только лучше, потому что теперь вы вместе с вашим ребёнком двигаетесь ВПЕРЁД! Знайте, что для аутичного спектра часто характерны «регрессии», когда ребёнок перестаёт «уметь» то, что умел раньше. Не пугайтесь и не отчаивайтесь, когда это происходит. Обычно всё восстанавливается. Идите вперёд. Шаг за шагом. Не тратьте силы на сожаления и поиски причин. Общайтесь с теми, кто даёт вам силу и поддержку. Делайте то, что наполняет вас энергией. Отдыхайте! Присоединитесь к группе поддержки для родителей или создайте такую. Приглашайте в группу специалистов, советы и рекомендации которых могут быть полезны. Поддерживайте интересы своего ребёнка. Проводите больше времени вместе, занимаясь тем, что приятно ему и вам. Бывайте на природе. Слушайте музыку. Читайте.
Если можете, заведите собаку с добрым и терпеливым характером. Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он – уникален! Помните, как было тяжело в первое время. Как только найдёте в себе силы – начните помогать другим родителям с детками на спектре. Обнимайте своего ребёнка, говорите ему о своей любви, о своей вере в его силы, даже если вам кажется, что он вас не слышит. Ему это необходимо. Если ребёнок не позволяет себя обнять, делайте это ночью, когда он спит.

Радуйтесь каждой мелочи, каждому маленькому шагу вашего ребёнка. Для него – это огромное достижение!
Елена Куулар, врач-психиатр.
Категория: Статьи | Добавил: сукпак2017 (12.04.2018)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0